Проект «Что угодно для души!»

Проект «Виртуальный класс – это класс!»

Проект «Шире – глубже – дальше!»



Наблюдение второе:
От эйфории к растерянности

Уважаемый читатель!

Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.

КОММЕНТАРИИ

1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.

2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.

«Дважды два – четыре, дважды два – четыре,
А не три и не пять, это надо знать!»

Сначала - мои наблюдения

В прошлой статье Вы узнали о том, что кардинальные изменения начались в 90-х годах, когда Министерство образования впервые предложило школам самим выбирать новые альтернативные программы: одну или несколько из предложенного перечня. Это давало возможность постепенно отходить от академической советской системы образования.

Я помню педсовет, на котором учителя обсуждали и решали, по каким программам школе было бы интересно работать. Педагоги искренне считали, что им дается свобода выбора и творчества. Интернета тогда еще не было, информацию «погуглить» учителя не могли. В результате педсовет с энтузиазмом выбрал несколько программ. К сожалению, коллектив школы решил полностью отойти от академической модели, которая также была в предложенном перечне; она называлась «Школа России». Это была единственная классическая советская программа. Она построена на основе, единой для всех учебных предметов. Также все учебники представляют собой стройную логическую структуру, так как разработаны на основе единых принципов и подходов (см. видео).

Л.А. Ясюкова Ясюкова Людмила Аполлоновна - руководитель лаборатории социальной психологии факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного университета, руководитель Центра психологии развития, кандидат психологических наук.

«В чем причина учебных проблем?»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Теперь пора перейти к знакомству с альтернативными программами. Но прежде мне нужно разъяснить Вам важные педагогические нюансы. Детей 5-8 лет называют «почемучками», поскольку в этом возрасте они представляют мир образно, т.е. в картинках. У них нет ПОНЯТИЯ о предмете или явлении. Именно поэтому детям надо объяснять «что», «как» и «почему»? Из ПОНЯТИЙ складывается представление о предмете (или явлении), а из представлений формируется картина мира. Это – ПОНЯТИЙНАЯ картина (более взрослая, чем картина из детских образов). Мы, взрослые, стараемся объяснять детям ПОНЯТИЯ при каждом их вопросе. Но стройную систему ПОНЯТИЙ ребенок получает только в школе. День за днем учитель на уроках объясняет сначала ПОНЯТИЯ, затем последовательно складывает ПОНЯТИЯ в логику и, таким образом, развивает у детей ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Без помощи учителя дети младшего школьного возраста не могут мыслить понятийно и создавать смысловые связи между отдельными понятиями.

В начальной школе важнейшая задача педагога:

  • объяснять понятия;
  • учить создавать связи между ними;
  • складывать целостные картины, в основе которых лежат знакомые ПОНЯТИЯ.

Уважаемый Читатель, отныне нам понадобится новый термин – «серый факт». В каждой статье это будет важнейший, определяющий факт, который Вам надо будет запомнить.

Теперь предлагаю обратиться к новым экспериментальным программам. Познакомимся с некоторыми из них. Особо подчеркну: задачи новых программ схожи между собой, но они противоположны академической советской системе. Во всех новых программах поставлены две главенствующие цели (это – и первый «серый факт»):

  • ребенок должен УЧИТЬСЯ САМ!!!
  • УЧИТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН УЧИТЬ, он должен только направлять самостоятельное обучение школьника.

В этом и состоит принципиальное различие между советской и новой системой образования.

Теперь даю ключевые цитаты из перечня альтернативных программ.

Программа №1 «Программа Л.Г. Петерсон» (с 2006 г. программа названа «Перспектива»).

«Главной целью системы учебников «Перспектива» является … включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность (?);

… для учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработки уроков, статьи и комментарии (если к обучению должны подключиться родители, то зачем тогда вообще учитель?! – прим. автора).

…В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские (?) и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности (где? на уроке письма/ чтения/ математики, на которых главное - научиться писать, читать и считать? Или вместо этого творить на уроке «Основы религиозных культур»? – прим. автора)

специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМКУМК (учебно-методический комплекс) - полный комплекс учебных материалов по предмету для учителя и учеников., так и выходить за его рамки в поисках других источников информации» (младший школьник должен ориентироваться и в Интернете, и в УМК для учителя – прим. автора).

Н.Ф.ВиноградоваВиноградова Наталья Федоровна - руководитель проекта «Начальная школа XXI века», руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, разработчик концепции современной начальной школы заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

«Начальная школа
XXI века»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Программа №2 «Начальная школа XXI века»

Все цели, которые тезисно мной изложены в программе «Перспектива», повторяются и в программе «Начальная школа XXI века». Необходимо только подчеркнуть, что ключевым принципом преподавания становится то, что УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН НЕ ДАВАТЬ ЗНАНИЯ, а только показывать ребенку, как «самостоятельно овладеть способами добывать информацию», а дети должны УЧИТЬСЯ САМИ. ЗАПОМНИМ! (см. видео).

(Перевожу с профессионального на обычный язык: цель обучения - не получение знаний, а процесс их добывания; важен только процесс и способы, а не результат в виде знаний – прим. автора).

Почитайте отзывы о программе «Начальная школа XXI века».

Программа №3 «Планета знаний»

«Действия (программы) направлены на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию.

Дифференцированный подход в обучении: (…) по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская (?), проектная (?); в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли: профессиональной (?) и социальной (…) УМК «Планета знаний» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение первого года обучения». (т.е. первоклассник должен адаптироваться к школе в процессе исследовательской, проектной и профессиональной деятельности, указанной в программе? – прим. автора)

Программа №4 «Перспективная начальная школа»

«Основная идея программы – (…) ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации... (т.е. первоклассник также должен периодически становиться учителем!?)

Типические свойства программы: демонстрация не менее двух точек зрения (?) при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей.

Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника … и за его пределами. (?)

… УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками» (на то, чтобы планомерно учиться писать, читать и считать, просто нет времени; ребенок не может ни на чем сконцентрироваться; все усилия брошены на процесс: поиска информации, «преподавания» одноклассникам, дискуссий – прим. автора).

Программа №5 «Гармония»

Школа «Гармония» Учебники по математике

Полный видеосюжет

«…авторы программы реализуют в системе учебных заданий:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности … анализ и синтез (?), сравнение, классификация (?), аналогия, обобщение;
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • опору на опыт ребенка.»

Предлагаю посмотреть видеоролик, в котором показан учебник по математике (см. видео).

Единственное, чем ученики не занимаются на математике, – не учатся считать: не зубрят таблицу умножения, не умеют производить действия через десяток. Здесь посмотрите отзывы родителей о программе «Гармония».

Программа №6 «Школа 2100»

«Главная цель - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность…

Учебники построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых (?): в них всегда содержится избыточная информация (?), из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. … Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами… Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный. (Все это – в 7-10 лет - прим. автора)

Итак, программы были школами выбраны, и работа по ним началась.

Осознание и прозрение учителей пришли значительно позже. Но маховик был уже запущен с одобрения ничего не подозревающего педагогического сообщества.

Некоторые из первых альтернативных программ были, действительно, удачными. Но внутри одного предмета учебники по разным классам могли быть написаны разными авторами: даже если, например, учебник 5-7 кл. по предмету был очень хорош, то в 8 кл. шел другой учебник, другого автора, построенный по другой логике.

Но авторами не ставилась задача целостности программ «по вертикали и по горизонтали», материал учебников не был связан в единое логическое пространство ни внутри предмета, ни с другими дисциплинами. Если же какая-либо из программ проваливалась, ее просто закрывали, а детей переводили на другую программу (см. видео).

Н.Г. ХрамоваХрамова Надежда Григорьевна - профессор кафедры общей и прикладной психологии РПУ, доцент кафедры социальной антропологии и психологии Уральского государственного технического университета, кандидат психологических наук, член Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.

«Из истории
школьных реформ»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Родителям также разрешалось переводить ребенка из одной программы в другую. Т.е. при большом различии между программами у ребенка уже не складывалось целостное представление о картине мира.

А что же дети? Как изменения программ влияли на школьников? Об этом речь – в следующей статье.

Читайте далее - «Наблюдение третье: «Сначала был хаос… или Хаос в началке…»

ПРИМЕЧАНИЯ:

  • прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
  • для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
  • новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.