Проект «Что угодно для души!»

Проект «Виртуальный класс – это класс!»

Проект «Шире – глубже – дальше!»



Наблюдение первое:
События в 1980-е и в 1990-е годы
«Ты помнишь, как всё начиналось?»

Уважаемый читатель!

Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.

КОММЕНТАРИИ

1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.

2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.

Уверенность осталась в прошлом,
тренд будущего – неопределенность.

Сначала - мои наблюдения

Прежде, чем рассуждать о современной Школе, хотелось бы напомнить Вам, уважаемый читатель, что мы, родители,  оцениваем сегодняшнюю ситуацию  с позиций своих школьных воспоминаний. Но наше поколение училось в СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ.

Смею предположить, что Вы никогда не задумывались над тем, как было построено обучение в СССР. И правильно: когда система работает чётко, о ней не думаешь, как о воздухе, которым дышишь.

Так вот, главными принципами советского образования были

Л.А. Ясюкова Ясюкова Людмила Аполлоновна - руководитель лаборатории социальной психологии факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного университета, руководитель Центра психологии развития, кандидат психологических наук.

«Об эффективности советской школы»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

  • фундаментальность (т.е.школьники получали глубокую основу, опору, которая обеспечивала возможность дальнейшего развития),
  • бесплатность, обязательность,
  • целостность «по вертикали и по горизонтали»:

- «по вертикали» – это была единая концепция для каждого учебного предмета (с 1 по 11 класс). Каждый предмет имел полное программно-методическое обеспечение: единая система учебников, единые методические принципы;

- «по горизонтали» - продуманные связи между предметами с тем, чтобы ученик получил целостную картину мира (см. видео).

Безусловно, в советской школе было множество недостатков!

Но мне хотелось бы предложить Вам сравнение принципиальных отличий советского образования от западного.

В СССР:

В западной системе образования:

- образование давало фундаментальную систему знаний;

- в странах, где нет общегосударственных стандартов обучения, существует рынок образовательных услуг, когда школы не имеют единой концепции, ставят разные задачи и планируют разные результаты;

- образование рассматривалось как единство обучения и воспитания;

- процесс обучения призван решать сугубо практические задачи, а

воспитание ставит целью успешность и благополучие человека в будущем;

- образование понималось, как процесс духовно-нравственного становления.

- образование должно способствовать приспособлению человека к конкурентным отношениям в условиях рынка, развитию деловой предприимчивости и активности.

Даже в постсоветское время, приблизительно до середины 90-х школьные программы сохранялись в рамках советских стандартов обучения.

А потом началась перестройка. В 90-е годы мы все жили в калейдоскопе событий. В Школе также началась «эпоха перемен». Моя дочь пришла в 1 класс в 1993 г. Тогда нам рассказывали, что в РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ начинается реформа. Все 10 лет (тогда не было 4-го класса) реформы шли одна за другой, постоянно зачеркивая достигнутые результаты предыдущих 3-5 лет. За годы учебы дочери, будучи и школьным учителем, и родителем, я вместе с другими учителями и родителями окончательно потерялась и запуталась в череде проводимых реформ:

Сериал «ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ», фильм 1
Видеофрагмент

Полная версия

  • бесконечные, идущие «сверху», указания, распоряжения, проверки;
  • изменение программ и учебников:
    «в 1995 г. было принято решение о введении в Федеральный комплект одновременно нескольких учебников …по курсу школьной истории. Это привело к тому, что рынок наполнился большим количеством учебников и учебных пособий (по некоторым подсчётам до 2 тысяч наименований), … которые в большинстве не отвечали ни научным, ни дидактическим принципам построения учебной литературы» (А. Н. Фукс, доктор исторических наук. Введение диссертации "Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. – 1930-е гг.)".
  • резкое ухудшение условий труда, в результате чего многие педагоги начали уходить из школы (зачастую учителя вообще оставляли педагогику) (см. видео).

Но во всей этой усиливающейся неразберихе Школа умудрялась сохранять лучшие советские традиции обучения, остались преподавать и учителя-подвижники: школьные сотрудники продолжали работать за крохотные деньги, преодолевая наступающее реформационное цунами!

Тогда Советская Школа ещё «держали оборону», УЧИЛА и НАУЧАЛА!

А теперь - малоизвестные факты

Школьная система СССР сформировались к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учёбы). В последующие десятилетия в школах добавлялись новые направления: комплексное обучение, лабораторный и проектный методы, трудовая практика. Затем последовал этап введения профессионального образования: профессиональные школы и техникумы ("Образование в СССР", Википедия).

В конце 1970-х и в 80-х годах по заказу Министерства просвещения СССР прошла очередная модернизация программ. В частности, в 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Приблизительно в тот же период в 45 странах мира было проведено международное исследование оценки качества математического и естественнонаучного образования. Результаты исследования показали, что российские школьники находятся среди 14 стран самого высокого уровня подготовки. «Среди них: Австралия, Австрия, Венгрия, Швейцария и др. Значительно хуже знания учащихся Англии, Германии, США и др.»

В этот же период на психологическом факультете МГУ прорабатывались достижения западной мысли и изучались новаторские движения в педагогике. Руководителем этого процесса был Александр Асмолов - заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ. С тех пор и по сей день Асмолов является одним из ведущих идеологов реформирования образования. Он ставит основной целью полную замену советской системы образования на Школу по западным образцам (см. видео).

О.Н. Четверикова Четверикова Ольга Николаевна - доцент Кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, кандидат исторических наук.

«Главная задача перестройки школы»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

В интервью газете «Вечерняя Москва» А. Асмолов так прокомментировал свой проект «Новые стандарты образования»:

«…Традиционная школа утратила монополию на реальность. Ключевыми механизмами трансляции ценностей и технологий для детей стали средства массовой коммуникации, а не школа. (главной ценностью образования станут СМИ - прим. авт.);

… в ближайшие 10–15 лет формальное школьное образование серьезно потеснит внесистемное персональное образование. Это то, что в советское время называлось внешкольным дополнительным образованием (Дворцы творчества, кружки). То есть каждый ребенок сам себе Google (школа, как учреждение, будет упразднена - прим. авт.),

… учитель нового типа — мастер навигации в мире информации и мастер мотивирования» (учитель будет не нужен - прим. авт.).

Во второй половине 80-х гг. начали активно появляться первые частные школы под руководством А.И. Адамского. Эти учреждения, которые именовали себя инновационными школами «Эврика-Развитие», стали определять перспективы и направления изменений всей системы образования в СССР.

У родителей не было никакой информации об этих школах (не было Интернета), а на гребне перестройки альтернативное обучение считалось прогрессивным.

Школы «Эврика-Развитие» - это, на первый взгляд, причудливый сплав несовместимых методик обучения и воспитания: школа Монтессори + Вальдорфская школа + Школа Френе, + направление «диалог культур». Но если рассмотреть принципы обучения, которые использует «Эврика», то получается вот такая картина:

  • Школа Монтессори - создана для детей с отставанием в развитии,
  • Вальдорфская школа - основана на религиозных движениях каббалистов и мистиков,
  • Школа Френе, в которой нет программ (только индивидуальное планирование), нет обучения, (только разрешение проблем), нет класса (только детская сообщность), нет дом. заданий, нет воспитания, нет учителя (только организатор процесса).
  • направление «Диалог культур», которое декларирует взаимосвязь культур, но работает на "размывание" традиционных устоев, разрушение (обнуление) национальной системы ценностей, мировоззрения, и, как следствие, на утрату культурной идентичности (см. видео).

А.И. Адамский «Западные школы»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Но в 80-е и 90-е годы основные принципы обучения Адамского не только не настораживали, но и считались новаторскими. Он выступал за «глобальное» (читай: оторванное от национального) образование, «вариативный» (читай: свободный) набор предметов, формирование «индивидуальной» (а по сути - эгоистичной) личности. Вот – несколько его программных заявлений:

  • «Хотим мы этого, или не хотим, нравится нам это или не нравится, образование становится глобальным. Образование – я сейчас скажу крамольную вещь для некоторых, да? –перестаёт быть национальным или страновым».
  • «Каждый человек имеет право на такое образование, которое, в конце концов, обеспечит ему способность вырабатывать собственный моральный кодекс» (т.е. вообще никакой морали – авт.).
  • «Общеобязательных предметов, пронизывающих весь образовательный путь, должно быть не так много, может быть, всего два-три. Математика, например, родной язык, возможно - родная история. Всё остальное - на выбор».


    Источники: Программа «Родительское собрание», «Русский вестник», А. Адамский «Заканчивается эпоха образования, длиной в 500 лет».

Продвижение «реформ» в кризисные годы перестройки происходило при активном финансировании западными спонсорами. Министерство образования РФ совместно с Фондом Карнеги, фондом "Культурная инициатива" Сороса и Всемирным банком разрабатывало проекты по изданию адаптированных зарубежных учебников и переквалификацию педагогов.

В конце 80-х и 90-е годы «благотворители» вливали огромные деньги в совместные проекты, один из которых назывался «Глобальное образование» (Россия-США-Нидерланды-Дания). К разработке проекта активно привлекались зарубежные эксперты и издательства («Развитие образования в России». Международная конференция ЮНЕСКО).

«…Только за 1991-1993 гг. вложения «зарубежных партнёров» в российскую систему образования составили 700 млн. долл. По проекту фонда Сороса по обновлению гуманитарного образования было подготовлено более 200 новых учебников по гуманитарным дисциплинам» (О.Н. Четверикова «Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России»).

Тогда же была поставлена задача: заинтересовать учительское сообщество новыми направлениями западного образования. Школам предложили наряду с традиционными советскими программами также рассмотреть и выбрать альтернативные, экспериментальные, авторские, инновационные и прочие продукты.

Все это

  • способствовало размыванию ценности советского образования,
  • перемещало внимания общества на обилие различных вариантов обучения,
  • вносило неразбериху и хаос в процесс обучения.

Тема следующей статьи – краткое описание смысла наиболее популярных экспериментальных программ (очень коротко, только цели каждой программы). Оценивать программы предлагаю Вам!

Читайте далее - «Наблюдение второе: «От эйфории к растерянности»

ПРИМЕЧАНИЯ:

  • прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
  • для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
  • новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.