Проект «Что угодно для души!»

Проект «Виртуальный класс – это класс!»

Проект «Шире – глубже – дальше!»



Наблюдение пятое:
– Во что мы «вступили»?
– В глобальное образование!

Уважаемый читатель!

Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.

КОММЕНТАРИИ

1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.

2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.

Хорошо нам будет тогда, когда
нас не будет там, где «хорошо»!

Сначала - мои наблюдения

Теперь мы будем разбираться, почему с 90-х годов российскому образованию был задан курс на переход к западным образовательным стандартам. Последние 15-20 лет международные СМИ шумят о феномене лучшего образования - финского.

Спешу поделиться личным опытом. С 1996 по 2006 г. год мы вывозили в Финляндию питерских учащихся специализированных финских школ на недельный курс повышения языкового уровня. Мы посещали различные уроки в школах, были на лекции в университете. Каждый раз я восхищалась и завидовала тому, что в любой крохотной сельской школе в каждом начальном классе огромный учительский стол заставлен различной аппаратурой, а у педагога такое количество технических средств! Но одновременно я искренне недоумевала, почему, во-первых, у финских учащихся совершенно не наблюдается интерес к учебе (при таких-то ресурсах!!!), во-вторых, почему при этих возможностях такой примитивный уровень преподавания (мы в России без подобного оборудования всегда могли давать интереснейшие уроки). В-третьих, как раз в тот период питерские семьи, имевшие возможности, уезжали жить в Финляндию, и мы постоянно слышали, что питерские школьники-троечники слыли в финских школах отличниками. Тогда я только поражалась всему этому, но ответов не находила. Прошло время, и появились ответы.

Для этого пришлось окунуться в историю, а точнее – в историю формирования МИРОВОГО ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Что же это? Глобальное образование – это система, нацеленная на воспитание потребителя. Глобальное образование обслуживает интересы глобального бизнеса, для которого воспитание всесторонне развитой личности – лишние затраты.

Принципы глобального образования сначала были введены в США, затем стали внедряться в страны ЕС и с начала 90-х гг. начали навязываться России, получив название «школьная реформа».

Возвращаясь к Финляндии, хочу отметить, что образование, как система, начала создаваться в этой стране только 50 лет назад, и выстраивалась она как единая государственная система по советскому образцу (с учетом своих национальных особенностей).

Видео: Школа в Финляндии
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

К 1995 г., когда Финляндия вступила в ЕС, уровень образованности финнов был, действительно, очень высокий. Но в Евросоюзе уже тогда были внедрены единые стандарты ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, и финнам пришлось спешно приспосабливаться к новым общеевропейским правилам. Перемены предполагали, в первую очередь, упразднение фундаментального образования и переход к децентрализации (размыванию) единой системы. (см. видео)

То есть началось дробление единой системы и упрощение требований к ученикам. Со времени вхождения Финляндии в ЕС уровень образования молодежи стал неуклонно падать. По статистическим данным, опубликованным в 2014 г. в работе Suomalaisten koulutusrakenteen kehitys 1970–2030 («Развитие финской структуры образования» - стр.19):

  • (график/kuvio 20) ежегодное количество выпускников ВУЗов с 1995 по 2010 г. упало на 70 %
  • (график/kuvio 21) приток в экономику высококвалифицированных кадров с 1980 по 2012 г. упал на 90%.

В настоящее время многие развитые страны перешли от классической системы к ГЛОБАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, в результате которого уровень образованности граждан резко снизился.

Вот – общая оценка уровня школьных знаний жителей развитых стран: в соответствии с исследованием, проведенным организацией «Национальная оценка педагогического прогресса» 56 % испытуемых не смогли правильно вычесть 55 и 37 из 100, 18 % не смогли умножить 43 на 67, а 28 % оказались не в состоянии изобразить цифрами «триста пятьдесят шесть тысяч девяносто семь». <…>, а 21 % понятия не имели, что Земля вращается вокруг Солнца. Трое американцев из десяти в возрасте 18–24 лет не сумели найти на карте мира Тихий океан, а 67 % англичан не смогли сказать, в каком году закончилась Вторая мировая война. На вопрос, в какой стране находятся Французские Альпы, не ответили 64 %.

Доктор физико-математических наук, профессор Виктор Степанович Доценко, преподававший в Парижском университете, пишет о своих студентах и аспирантах:

  • «что-нибудь выучить, запомнить – сколько угодно. А вот думать – никак…
  • они, конечно, знают массу всевозможных вещей, но это какая-то пестрая, совершенно хаотичная мозаика из массы всевозможных маленьких «знаний»…
  • прилежный студент, умеет находить производные, умеет интегрировать (то есть он вызубрил все правила), но вот дроби складывать не умеет. Или, допустим, складывать умеет, а вычитать – никак…

Академик В. И. АрнольдВладимир Игоревич Арнольд (1937-2010) – академик Российской академии наук, был иностранным членом Национальной академии наук США, Французской академии наук, Лондонского Королевского и математического общества, почетным доктором университета Пьера и Мари Кюри. Лауреат многих премий, в том числе Ленинской, премии имени Лобачевского РАН, премии Крафорда Шведской королевской академии наук, премии Харви, Вольфа, премии Дэнни Хайнемана в области математической физики еще в 2000 г. писал в журнале «Наука и жизнь» № 12, что школьное образование Франции, Англии и Америки просто гибнет в результате непродуманных реформ, проведенных там во второй половине XX века.

Особенности школы США
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Вот – краткий видео-обзор школьного образования США (см. видео)

Добавлю к видео, что обучение до 5 класса идет в виде игр, а до 7 класса – один учитель по всем предметам (как в нашей начальной школе). У старшеклассников предметами по выбору могут быть «семейная экономика», «математика потребителя», «косметика», «личная гигиена» и т.д.

С 2002 году в США начал действовать Федеральный Закон No Child Left Behind - «Ни одного отстающего ребенка». В документе был пересмотрен Закон о школе 1965 года, и изменены государственные программы. В новом Законе:

  • результатами обучения становились только итоги тестирования;
  • на государственном уровне были разработаны тесты только по математике, информатике, английскому; остальные предметы для тестирования определяли сами школы;
  • США: Закон о школе 2001 г.
    Видеофрагмент

    Полный видеосюжет

  • появилось жесткое требование: к 2014 году добиться 100% успеваемости школьников по математике и чтению;
  • финансирование школ и зарплата учителей стали напрямую зависеть от того, как ученики сдают тесты.

После двух лет действия Закона специалисты подвели первые итоги:

  • начиная с 3-го класса, дети только готовились к тестам, чтобы в конце года сдавать их; в результате на всестороннее развитие ученика не оставалось времени;
  • в школах упразднялись гуманитарные и естественные науки; во многих школах США вообще не изучают ни географию, ни мировую историю;
  • жесткая система тестирования заставляла школы с низкой успеваемостью упрощать тесты, чтобы улучшить отчетность. (см. видео)

Школа США сегодня
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Но добиться к 2014 году 100% успеваемости школьников по математике и чтению оказалось невозможно. Учеников начали отчислять и переводить в другие школы. [источник] Слабые школы становились переполненными, что создавало в них хаос и еще больше снижало качество обучения и ухудшало результаты. А это, в свою очередь, являлось официальной причиной уменьшения финансирования школы или вело к ее закрытию. Многие школы были вынуждены искать выход из ситуации. (см. видео)

К 2014 году были получены следующие результаты:

  • исследовательский Центр Политики в Области Образования Center for Education Policy констатировал, что «очень многие старшеклассники не в состоянии сдать выпускные экзамены. В среднем, 70% старшеклассников не в состоянии с первого раза сдать экзамен по математике, а 40% - экзамен по английскому языку» [источник];
  • В.И.Арнольд
    Видеофрагмент

    Полный видеосюжет

  • согласно данным некоммерческой педагогической исследовательской группы Northeast Midwest Institute, 60 млн взрослых американцев не могут прочесть даже первую полосу газеты;
  • в апреле 2008 года в статье The New York Times было написано, что «около 50 % студентов высших учебных заведений Лос-Анджелеса выбывают по причине неуспеваемости, поскольку им не хватает тех знаний школьной программы среднего уровня, которые необходимы для успешного освоения учебы на первом курсе университета». [источник]

Однако в мире по-прежнему принято считать американскую систему образования самой эффективной. Вы удивитесь, но автором и проводником этой концепции является ЮНЕСКО, которая выполняет «функцию нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства». Иными словами ЮНЕСКО владеет всеми юридическими и финансовыми рычагами для навязывания миру глобального образования, исполняя, таким образом, заказ глобального бизнеса. [источник]


Теперь – малоизвестные факты

Внедрение глобального образования в России планировалось ЮНЕСКО еще в середине 90-х. Ректор Московского гуманитарного университета профессор И.М ИльинскийИльинский Игорь Михайлович, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор; действительный член Российской Академии гуманитарных наук, Российской Академии естественных наук, Военной академии, Академии российской словесности. Ученый в области философии образования, социологии молодежи, молодежной политики, глобалистики и глобализации) работал в США и поделился своими наблюдениями:
«В конце 90-х годов наш вуз и я лично тесно сотрудничали с ЮНЕСКО,… Благодаря этим связям у меня в руках оказались два первых доклада — за 1994 г. и 1995 г. с одинаковым названием «Россия: образование в переходный период», подготовленные сотрудниками и консультантами Всемирного банка при поддержке Фонда Д. Сороса… Вот – первый объемистый доклад Всемирного банка № 13 638-RUS от 22 ноября 1994 г. с грифом «Конфиденциально. Документ Всемирного банка. Только для служебного пользования». Речь шла о кардинальной ломке нашей образовательной системы, так как руководству России рекомендовалось:

  • «закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов» (эта «работа» неуклонно проводится в России – прим. авт.);
  • «закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку» (было реализовано еще в середине 2000-х – прим. авт.);
  • ввести «подушевое финансирование школ, исходя из уровня расходов на одного ученика»» (введено законодательно – прим. авт.);
  • Геополитика.
    Выпуск 755

    Борис Кагарлицкий. Директор Института глобализации и социальных движений

    Видеофрагмент

    Полный видеосюжет

  • установить «минимальные стандарты гражданственности», которые сводились к «способностям правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций». (а это – «перспектива» дебилизации общества – прим. авт.);
  • свести образование только к его экономическому значению (школьная программа служит формированию знаний и навыков, требуемых рынком труда) (планомерно выполняется – прим. авт.);
  • прививать «терпимость к другим социальным группам» (это – о толерантности, которой наше общество пока сопротивляется – прим. авт.);
  • в дальнейшем – приватизация среднего и высшего образования (постепенно реализуется – прим. авт.).

Было также выказано мнение о «несправедливости и неэффективности экзаменационной системы», что стало обоснованием для введения ЕГЭ. (выполнено – прим. авт.)

Профессор И.М. Ильинский резюмировал: «России предлагалась такая стратегия «реформирования» советской системы образования, на тот момент всё ещё одной из лучших в мире, которая могла быть осуществлена только через её разрушение и никак иначе…». Этот процесс был назван «американизацией российской школы».

Центральной фигурой в обучении является УЧИТЕЛЬ. Его функцию в новой системе также планируется «реформировать» вплоть до упразднения этой профессии. Об этом речь пойдет в следующей статье.

Читайте далее: «Выбить почву из-под ног»

ПРИМЕЧАНИЯ:

  • прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
  • для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
  • новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.