Проект «Что угодно для души! »
Проект «Виртуальный класс – это класс! »
Проект «Шире – глубже – дальше!»
Наблюдение седьмое:
Я - учитель?
Уважаемый читатель!
Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.
КОММЕНТАРИИ
1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.
2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.
А в школе вот что происходит:
учителя уж к нам не ходят…
А ходят в праздной суете
разнообразные не те!
Итак, в 2015 г. Минобрнауки РФ взял курс на постепенное упразднение должности учителя. Каков же план реализации этой задачи?
В письме Минобрнауки от 07 августа 2015 года № 08-1228 написано: «учитель должен стать не источником истины, а модератором, помогающим ученикам самим дойти до нужных знаний». Этот тезис подтверждает в своем выступлении Н. Ф. Виноградова (см. видео)
Виноградова Н.Ф.Виноградова Наталья Федоровна, профессор, руководитель Центра начальной школы
«Начальная школа XXI век»
Видеофрагмент
Возникает вопрос: как же без учителя? По планам «реформаторов» его заменит тьютор. Давайте разбираться. Тьютор – в переводе с английского – наставник, смотритель. Тьютор ничего не преподает, его задача - сопровождать и наблюдать.
Во времена СССР обучением и воспитанием ребенка всегда занимались и семья, и школа:
- педагог учил постигать науки;
- классный руководитель выстраивал взаимоотношения в классном коллективе;
- школьный психолог консультировал по вопросам развития личности;
- родители занимались воспитанием.
В чём же тогда должна состоять функция тьютора?
Существует Положение о тьюторе и множество других документов на эту тему. Чтобы разобраться, предлагаю рассмотреть некоторые из них:
- «Кто такой тьютор?»
- «Тьюторство в образовательном процессе»
- «Тьютор как новая профессия в образовании»
Из документов выводим следующие функции тьютора:
- наставник-тьютор - учит подопечного планировать деятельность, осмыслять успехи и неудачи, ставить задачи собственного развития (но этим всегда занимаются все участники воспитательного процесса: и школа, и семья – прим.автора);
- тьютор мотивирует ребенка на понимание того, что он хочет узнать в годы учёбы в школе (этим постоянно занят учитель на каждом уроке – прим.автора);
- тьютор должен найти и понять, в чем особенности и интересы ребенка (этим занимаются родители и, если необходимо, - психолог – прим.автора);
- тьютор проясняет «образовательный профиль» ученика, т.е. предпочтения в учебе (склонности ученика к предмету лучше всех понимает учитель – прим.автора);
- тьютор помогает выбрать подготовительные курсы в ВУЗ и специализацию в ВУЗе (дети советуются с родителями, психологом и учителем-предметником – прим.автора).
Возникает вопрос: зачем тьютор подменяет собой функции учителя, классного руководителя, психолога и родителей(!!!), которые и так всегда рядом. Не оставляет мысль, что тьютор - пятое колесо в телеге. Тогда - ЗАЧЕМ?
Во всех документах отчётливо просматривается задача постепенной замены тьютором ВСЕХ участников процесса обучения и воспитания ребенка. Да-да, не только воспитания, но и обучения (при том, что тьютора не обучают владению ни одним школьным предметом).
Функция тьютора уже давно и широко распространена в странах, присоединившихся к системе глобального образования. В школах и ВУЗах этих стран внедрены такие программы, где самостоятельная работа студента существенно преобладает над прослушиванием лекций преподавателя. «По данным современных исследователей бОльшая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором». То есть преподавателя, дающего знания о предмете, подменяет тьютор-тренер, (инструктор, коуч), который осуществляет проверку самостоятельно изученных источников: подготовленного эссе, письменных заданий, презентаций. Важно подчеркнуть, что во многих ВУЗах тьютор – это старшекурсник или студент магистратуры.
Если бОльшую часть работы студент должен выполнить самостоятельно (в особенности, сейчас, когда повсеместно советуют добывать информацию в Интернете), то процесс обучения всё больше переводится в Сеть. Происходит постепенный отказ от преподавателей-специалистов. В странах глобального образования тьютора гордо называют консультантом, руководителем, куратором, экспертом, советником, модератором, коучером, мотиватором.
Но он - не преподаватель.
Перед тьютором и не ставится задача преподавания предмета, он должен только курировать самостоятельные занятия учеников.
Такая же ситуация и в школах стран, вошедших в систему глобального образования. Например, в датском Копенгагене в 2007 г. в рамках реформированной системы образования была открыта гимназия для старшеклассников Орестад. Это - школа, работающая по принципу Open Space. Её ещё называют «школа как одна комната». Здесь все занимаются в одном огромном зале. Группы ничем не отделены друг от друга. Посмотрите видеоролик, где тьютор рассказывает о том, что в гимназии нет помещений класса, нет доски, нет учителя, его заменяет тьютор, который является консультантом и коучером (тренером). Он может работать сразу с несколькими классами, поскольку ученики сосредоточены на своих смарт-устройствах.(см. видео)
В России ещё в 2002 году в Московском институте открытого образования стартовали курсы переподготовки по специальности «тьютор», а в 2010 г. там же заработала «кафедра тьюторского сопровождения образовательной деятельности».
Официально же в 2008 г. на правительственном уровне появились документы, в соответствии с которыми должность учителя подлежала реформированию. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены «профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор».
В 2015 г. появился Манифест гуманистической педагогики (Его авторы: А. АДАМСКИЙ, А. АСМОЛОВ, А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Архангельский – писатель, профессор НИУ ВШЭ и др. . В манифесте уже декларируется полная замена обучения Гуглом , а учителя — тьютором.
Вот — новые роли, замещающие учителя:
- «учитель-тьютор (здесь эти должности уже синонимы - прим.автора) — навигатор в океане информации… не транслятор знаний, … а организатор свободной образовательной деятельности детей;
- учитель-модератор. Модератор слышит каждого, подогревает спор вопросами, но не навязывает слишком жестко собственную интерпретацию;
- организатор проектной работы — ищет интересную задачу, …планирует проектную работу и … с учениками проводит творческое исследование… не объясняет материал и не доносит до учеников новую информацию …это за него с легкостью делает Google;
- игровой педагог. Игра порождает целый веер ролей…современные игровые технологии — не угроза педагогике, а еще одна возможность для развития ребенка.
… И не нужно опасаться виртуального пространства. Стандартное (рутинное, повторяемое) в учебном процессе может выполнять компьютер, а учитель должен сосредоточиться на творческом взаимодействии.»
А вот цитаты из манифеста о подготовке новых учителей:
- «Классический подход в подготовке учителя «от теории к практике» … ушел в прошлое…
- Как добиться признания новых форм обучения будущих педагогов? По аналогии с бизнес-инкубаторами налаживать систему педагогических инкубаторов. Запускать образовательные мастерские…». Заметьте: подготовка учителей не в пед. ВУЗах, а в инкубаторах и мастерских!
Реализация этих идей уже идёт полным ходом. В 2014 г. в Дальневосточном федеральном университете вышел учебник «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства». Обращаю внимание на составителей учебника: частный преподаватель англ. яз., школьный учитель рус.яз и две студентки 1-го курса этого университета.
В настоящее время в России активно продумываются схемы перехода от обучения к тьюторскому сопровождению. Посмотрите видео, на котором этот вопрос активно обсуждается в Департаменте образования Москвы (сокращённо - ДОгМ).(см. видео)
Важно подчеркнуть, что в документах о тьюторстве указано, что сам тьютор не несёт ответственности за качество знаний и конечный результат обучения. «В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой. Главная его задача – поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками».
Процесс внедрения тьюторства запущен, и уже сейчас есть возможность проследить, как происходит замена учителя на тьютора. Пока постепенно внедряется служба тьюторов, функция учителя ещё остаётся. Но,
- 1-я (незаметная) подвижка:
начиная с 2010-х годов, учителю вменяются уже совсем другие задачи. Вот – фрагмент презентации «Особенности ФГОС» Москва 2009 г. Автор - Александр КондаковКондаков Александр Михайлович – - доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования. С 1998 г. по 2001 г. — заместитель Министра общего и профессионального образования РФ. С 2014 года — Президент ООО «Институт мобильных образовательных систем» .
Посмотрите на схему, где показаны новые функции учителя: организация, мотивация, социализация, поддержка, создание, интенсификация. Нет только функции обучения. Т.е. здесь обучению уже просто нет места!
Уже сегодня учителям ВМЕНЯЕТСЯ переходить на роль смотрителя, и этот переход активно обсуждается на официальном уровне. Пример – на том же заседании в Департаменте образования Москвы. (см. видео)
постепенный перенос учебной деятельности из классно-урочной формы на самостоятельное обучение в Интернете. Сегодня молодые учителя приветствуют такой формат как самый современный и эффективный. Вспомните: точно так же в 90-е годы школьные педагоги искренне радовались появлению множества программ и учебников вместо единой советской программы (см. статью Наблюдение второе: «От эйфории к растерянности»). Отход от классно-урочной системы с энтузиазмом обсуждается на всех уровнях. При этом педагогическое сообщество не догадывается, что целью «реформаторов» является не привлечение Интернета в помощь в качестве глобального справочника. Поставлена задача полного перевода обучения в Сеть. Опытные педагоги недоумевают: а как же классно-урочная система? (см. видео) Ответ на вопросы, заданные учителем на видео, мы находим на сайте Института мобильных образовательных систем, возглавляемого А. Кондаковым. Этот институт уполномочен заниматься разработкой ФГОСов. На официальном сайте выложен ролик «Мобильная электронная школа» с подзаголовком: «Реализация ФГОС общего образования». Ролик демонстрирует перспективу образования для наших детей, а именно: «мобильное обучение», «дистанционные технологии». А вот - ключевая фраза ролика - «доступ к знаниям в любое удобное время». Это уже не обучение, а самостоятельное получение информации.(см. видео) А вот - последний слайд видеоролика: |
Выходит, что, приветствуя тотальное поглощение Интернетом всего процесса обучения, учительское сообщество в очередной раз собственными руками создаёт условия для упразднения своей профессии, т.к. не будут нужны ни школа, ни класс, ни урок, ни учитель. Тогда, конечно, достаточно только тьютора-смотрителя.
Возникает множество вопросов… А ответ – один, его даёт А. Адамский: «Школа, согласно новой модели, должна быть … ориентированной на потребности рынка».
О том, как «реформа» ведёт образование к удовлетворению потребностей рынка, речь пойдет в следующей статье Наблюдение восьмое: «От реформ – к переформатированию системы».
ПРИМЕЧАНИЯ:
- прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
- для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
- новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.