Проект «Что угодно для души!»

Проект «Виртуальный класс – это класс!»

Проект «Шире – глубже – дальше!»



Знаете ли Вы…

о финских школах 13 века?

Уважаемый читатель вероятно осведомлён о том, что первые университеты появились в эпоху средневековья в Западной Европе. А что же Северная Европа? Полагаю, что жителям Санкт-Петербурга и слушателям курсов финского языка интересно было бы узнать, что уже в эпоху средневековья (в 1200-х годах) в Кафедральном соборе Турку была основана первая школа. Она стала главный учебным заведением Финляндии. Основная её задача состояла в том, чтобы готовить священников (пасторы обучали, преимущественно, собственных сыновей). Поэтому в средние века школа Финляндии была привилегией немногих.

Со временем стало понятно, что навыки чтения и письма уже недостаточны для образованного человека эпохи. В кафедральной школе Турку, кроме церковных дисциплин, начали обучать латинской грамматике, логике, навыкам дебатов, астрономии, философии, математике, письму и церковному пению.

Надо подчеркнуть, что главная школа Финляндии имела высокий уровень обучения и хорошую репутацию. Об этом свидетельствует тот факт, что в ней обучались не только финны, но также немецкие и шведские юноши. Все школы Финляндии были католическими, поскольку в результате крестовых походов в юго-западных регионах официально преобладало католичество. К тому же все средневековые книги были написаны латынью. По этой причине школьными учителями были католические священники и монахи.

Территории, на которых были открыты первые церковные школы

Со временем начали открываться городские школы, разумеется, также под эгидой церквей. Школы появились в Выборге, Порвоо, Раума. Обучение в них проводилось на родном языке, хотя средневековая школа делала упор на религиозном воспитании, которое преподавалось на латыни.

Учениками школ могли стать как горожане, так и крестьяне любого возраста, но только мужского пола.

Обучение было суровым, а школьный день - длинным: он начинался утром в 5 или 6 и продолжался зачастую 10 часов подряд. Книг не было, тексты заучивали наизусть.

Бюргеры и дворянство организовали также домашнее обучение для своих детей. Девушки могли получать только домашнее образование: они учились играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать. Грамотность девочкам также была необходима в том смысле , что жена должна была хорошо знать и уметь читать стихи.

Постепенно выстроилась серьёзная многоступенчатая система обучения (см. схему ниже).

Такое глубокое образование можно было получить в Финляндии уже в 13-14 веках.

В 16 веке Финляндия в составе Швеции стала участницей движения Реформации, которое значительно ослабило статус церкви и духовенства. Это было шагом назад в школьном обучении.

Вновь выстроить образование, как систему, финнам удалось только в 20 веке.

Современная же единая государственная система появилась в Финляндии только 50 лет назад, причём за образец была принята советская система (с учетом национальных особенностей). К концу 20 века, уровень образованности финнов был, действительно, очень высокий.

Но в 1995 г. Финляндия вступила в ЕС, где уже тогда функционировали единые стандарты ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, и финнам пришлось спешно приспосабливаться к новым общеевропейским правилам. Перемены предполагали, в первую очередь, упразднение фундаментального единого образования и переход к децентрализации (размыванию) прежней системы.

Это привело к тому, что со времени вхождения Финляндии в ЕС уровень образования молодежи стал неуклонно падать. По статистическим данным, опубликованным в 2014 г. в работе Suomalaisten koulutusrakenteen kehitys 1970–2030 («Развитие финской структуры образования» - стр.19 ):

  • (график/kuvio 20) ежегодное количество выпускников ВУЗов с 1995 по 2010 г. упало на 70%
  • (график/kuvio 21) приток в экономику высококвалифицированных кадров с 1980 по 2012 г. упал на 90%.

Эту статистику необходимо знать тем, кто занимается на курсах финского языка, особенно в Санкт-Петербурге, где граждане стереотипно стремятся обучать своих детей в финских ВУЗах.

Действительно, в настоящее время принято считать, что финское образование является одним из лучших в мире. Увы! Теперь это уже миф, который поддерживается теми, кто не знаком с фактами и цифрами. ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в том числе и Болонская система, неуклонно и последовательно разрушает столетиями накопленный опыт всестороннего фундаментального образования.